{вдохни меня и н е д ы ш и}
А. П. Чехов о воспитании, о воспитанных людях



Как и всякий педагог но призванию, жажду­щий облагородить себя и других, Чехов опти­мистически верил в чудотворную власть педаго­гики. Его брат Михаил вспоминает, что в споре с В.А. Вагнером, известным зоологом <...>, Че­хов горячо утверждал, что воспитание сильнее наследственности, что воспитанием мы можем победить даже дегенеративные качества челове­ческой психики, которыми, как думали в те вре­мена, словно судьбой, предопределяются наши поступки.

<...> в 1886 году он обратился к <брату> Ни­колаю с этим суровым письмом, которое и теперь может служить как бы курсом практической эти­ки для многих нравственно шатких людей.

«...Недостаток же у тебя один, — говорится в письме. — Это твоя крайняя невоспитанность.

Воспитанные люди, по моему мнению, долж­ны удовлетворять следующим условиям:



. Они уважают человеческую личность, а потому всегда снисходительны, мягки, вежливы, уступчивы... Они не бунтуют из-за молотка или пропавшей резинки; живя с кем-нибудь, они не делают из этого одолжения, а уходя, не говорят: с вами жить нельзя! Они прощают и шум, и холод, и пережаренное мясо, и остроты, и присутствие в их жилье посторонних...

2. Они сострадательны не к одним только ни­щим и кошкам. Они болеют душой и от того, че­го не увидишь простым глазом... <...>

3. Они уважают чужую собственность, а по­тому и платят долги.

4. Они чистосердечны и боятся лжи, как ог­ня. Не лгут они даже в пустяках. Ложь оскорби­тельна для слушателя и опошляет в его глазах говорящего. Они не рисуются, держат себя на улице так же, как дома, не пускают пыли в глаза меньшей братии... Они не болтливы и не лезут с откровениями, когда их не спрашивают <...> Из уважения к чужим ушам, они чаще молчат.

5. Они не уничижают себя с тою целью, что­бы вызвать в другом сочувствие. Они не играют на струнах чужих душ, чтоб в ответ им вздыхали и нянчились с ними. Они не говорят: «Меня не понимают!» или: «Я разменялся на мелкую мо­нету!» <...> — потому что все это бьет на деше­вый эффект, пошло, старо, фальшиво...

6. Они не суетны. Их не занимают такие фаль­шивые бриллианты, как знакомства со знамени­тостями <...> Они смеются над фразой: «Я пред­ставитель печати!!» Делая на грош, они не носят­ся со своей папкой на сто рублей и не хвастают тем, что их пустили туда, куда других не пустили

7. <...> Истинные таланты всегда сидят в потемках, в толпе, подальше от выставки <...> Даже Крылов сказал, что пустую бочку слышнее, чем полную

7. Если они имеют в себе талант, то уважают его. Они жертвуют для него покоем, женщинами, вином, суетой... Они горды своим талантом. <„> К тому же они брезгливы <...>

Они воспитывают в себе эстетику. Они не могут уснуть в одежде, видеть на стене щели с клопами, дышать дрянным воздухом, шагать по оплеванному полу <...> Ибо им нужна mens sana in corpore sano (Здоровый дух в здоровом теле).Таковы воспитанные... Чтобы воспи­таться и не стоять ниже уровня среды, в которую попал, недостаточно прочесть только Пикквика и вызубрить монолог из Фауста <...>»



В этом письме освещен, как прожектором, тот изумительный педагогический метод, при помощи которого Чехов воспитывал себя само­го. И если чудом предоставляется нам этот юношеский кодекс морали, в тысячу раз чудес­нее то обстоятельство, что Чехову удалось под­чинить этому кодексу всю свою жизнь, что каждое правило, которое изложено им в этом письме, не осталось на бумаге, как часто быва­ет со всеми подобными правилами, но было вы­полнено им до конца <...> Предъявлять к себе труднейшие, почти невыполнимые требования может, конечно, каждый, но неукоснительно выполнять их в течение всей своей жизни мо­жет лишь тот, у кого самый твердый характер, самая могучая воля.



К. Чуковский. Чехов. (отрывок)

// Начальная школа. 2010, №1, стр.110-111